top of page

Что такое болезнь Канавана?



Часть 1 Кому на Руси жить хорошо?

Оленька родилась 3 ноября 2017года. Беременность протекала хорошо без осложнений, и родилась малышка хорошо 8/9 Апгар. Отлично кушала и набирала вес. До беременности мы сдали все необходимые анализы и прошли все обследования, рекомендованные врачом-гинекологом — все результаты были отличные. В роду, ни у меня, ни у мужа наследственных заболеваний не было.

Мы с нетерпением ждали, когда Оля начнет осваивать различные навыки, но этот момент так и не настал… В 3 месяца наша долгожданная дочка так и не начала держать голову и пытаться хватать игрушки, даже стала менее активная, чем была. Начались походы по различным врачам. Одни говорили ленивая — научится, другие всё-таки отправили на стационар. Куча анализов и обследований, не нашедших отклонений от нормы. Три недели в больнице в ожидании МРТ. Выписка из больницы с подозрением на лейкодистрофию. Врач генетик из центра на Тобольской ул. не захотела по непонятной причине общаться с лечащим врачом с первой детской больницы. В итоге опять начались самостоятельные попытки разобраться с диагнозом. Масса новых знаний, поиск лаборатории где делают анализ ДНК, ужас от осознания того, сколько детей с редчайшими заболеваниями, для которых нет лечения, живет среди нас. Время шло, и только в 7 месяцев Оле поставили страшный диагноз — болезнь Канавана. Постановка диагноза заняла 3,5 месяца, эффективным оказалось обращение только в институт Турнера. И это в Санкт-Петербурге.

Часть 2 Кто виноват?

Так что такое болезнь Канавана? Редчайшее аутосомно-рецессивное генетическое заболевание. Развитие болезни обусловлено дефектом всего одного гена ASPA, что дает хорошие шансы лечения болезни методом генной терапии. В литературе — распространено заболевание среди евреев ашкенази (носитель мутации 1 из 40), распространенность в европейской популяции не определена. Ни у кого из нас евреев в роду не было, по несколько раз переспросили бабушек и дедушек. Заболевание развивается, если ребенку достается от родителей две мутации в гене ASPA расположенном в 17-й хромосоме, одна от мамы и одна от папы. Человек с 1 мутацией — здоров, но носитель, если у второго родителя тоже есть мутация, то с вероятностью 25% у ребенка будет болезнь Канавана. Из-за того, что у ребенка нет здорового гена ASPA фермент аспартоацилаза либо не вырабатывается вообще, либо вырабатывается с дефектом значительно снижающим его функцию. Этот фермент расщепляет N-ацетил-аспарагиновую кислоту, образующуюся в процессе жизнедеятельности клеток центральной нервной системы. Патологически высокий уровень этой кислоты приводит к повреждению миелиновой оболочки нервных волокон головного мозга. Миелиновая оболочка выполняет роль своеобразного изолятора, не позволяющего нервному импульсу переходить с одного нервного волокна на другое. Таким образом, она способствует точному и быстрому проведению нервных импульсов. При ее разрушении этот процесс нарушается, что и является непосредственной причиной клинических проявлений болезни Канавана. Детям с болезнью Канавана крайне сложно, а часто просто невозможно совершать произвольные движения. При этом когнитивное развитие страдает гораздо меньше моторного и дети очень много способны понять, но практически не способны ничего сделать. Наша жизнь перевернулась.


Часть 3 Что делать?

Профессор Паола Леоне больше 20 лет разрабатывает лечение для этой страшной болезни с помощью генной терапии, в результате которой начинает вырабатываться фермент, расщепляющий токсичную кислоту. Это не редактирование генома, про редактирование генома много пишут, но до клинического применения еще очень далеко. Генная терапия существует уже более 20 лет, но только недавно были получены успехи в лечении и зарегистрированы первые лекарственные препараты на основе этого метода: Золгенсма, Yescarta, Luxturna, Glybera, Kymriah. Суть метода: специальным не болезнетворным вирусным вектором доставляют правильную версию гена в нужные клетки, где она начинает работать.

Данный метод активно применяется для лечения всё большего числа, до этого считавшихся безнадежными, наследственных заболеваний. Производство препарата для генной терапии (вирусного вектора и правильного гена) - чрезвычайно сложный и дорогостоящий процесс. Даже представить сложно, как синтезируют ген и как его упаковывают в вирус. Это буквально нанотехнологии!

Но есть серьезные трудности с финансированием исследований болезни Канаван, как и других орфанных заболеваний, связанные с невероятно малой встречаемостью самого заболевания. Зарегистрировано менее 200 детей во всем мире с таким диагнозом. Очевидно, что из-за сложности с постановкой диагноза, реальное их число точно больше, но, учитывая статистику по регионам с развитой медициной, получим всего 350-400 человек на всё население планеты. Поэтому разработка лечения оказывается интересной только родителям таких детей и ученым, которые значительную часть своей жизни уже посвятили изучению заболевания. Весь процесс исследований движется только за счет пожертвований и грантов.

Нам повезло и Олю согласились взять в группу для первой генной терапии болезни Канавана из 10 детей. Я верю, что мы сможем собрать нужную сумму и оплатить терапию и осенью этого года Оля получит свою генную терапию, а я буду рассказывать об её успехах на пути к здоровой жизни.


P.S.

Мне бы очень хотелось предупредить всех будущих родителей и рассказать о возможностях современного анализа ДНК.

Еще на этапе планирования семьи возможно сдать анализ ДНК и проверить не являетесь ли вы, будущие родители, носителями какого-либо из примерно 5000 изученных на сегодня генетических заболеваний (анализ полноэкзомное или полногеномное секвенирование). В случае, если оба будущих родителя имеют рецессивный бракованный ген (как в нашем случае) нужно тщательно обдумать варианты, чтобы не стать родителем особого ребенка.

Сейчас существует два варианта как родить здорового ребенка, если оба родителя носители: пренатальная диагностика (на сроке 8-12 нед.) и аборт в случае, если будущий ребенок болен, ЭКО с предимплатанционной диагностикой (в этом случае подсаживают только здоровые эмбрионы). Анализ делают долго и дорого — 3-4 мес. и минимум 100 тысяч рублей. Но согласитесь, что миллион долларов, который нам нужно заплатить за терапию дочери, во много раз больше этих 100 000 руб., а для большинства заболеваний и сейчас лечения еще НЕТ и вам придется смотреть как медленно умирает ваш ребенок, когда вы даже сделать ничего не можете… А во многих регионах нашей страны сами врачи еще не знают о возможностях анализа ДНК и, к сожалению, часто не могут даже поставить верный диагноз, и если вдруг выявляют отклонения в развитии ребенка — ДЦП и набор симптомокомплексов, а потом в семье рождается второй, третий ребенок тоже с «ДЦП»… Я просто не могу не предупредить о страшной беде, которая может случиться в любой семье. В любом случае решать Вам.


Больше информации можно почитать по ссылке (английский язык): https://ghr.nlm.nih.gov/primer/therapy/procedures

20 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page